В большинстве случаев покупка просроченных товаров обнаруживается уже дома, а возвращаться с претензиями за некачественное обслуживание занимает много времени. Как заменить испорченные продукты на свежие? Что будет за реализацию несвежих продуктов?
Можно ли бесплатно получить свежие продукты взамен непригодных?
В одно время по инициативе некоторых сетевых магазинов покупатель мог получить нормальные продукты взамен просроченных прямо на кассе бесплатно. Вскоре среди потребителей увеличилось количество случаев, когда они специально искали негодные изделия, чтобы не платить денег за хорошие товары. Подобная политика магазина в решении конфликтов привела к тому, что некоторые люди до сих пор считают данный вариант возможным. Но это не действующие правила, а всего лишь временные меры этой сети магазинов.
Меры наказаний продажу просрочки
В законе «О защите прав потребителей» ст. №5 п. 5 сказано, что товары, вышедшие из срока годности (или без маркировки даты) к продаже не допускаются.
В случаях реализации некачественной продукции на юрлица и ИП может накладываться ответственность: административная или уголовная (в случае, когда продажа несвежих продуктов могла нанести вред здоровью покупателей)
За подобные действия по ст. 14 п. 4 КоАП РФ предусмотрены штрафы, которые увеличиваются при повторном отступлении от правил. Взыскания имеют следующий размер:
- до 2 тыс. рублей, если продавец является физическим лицом (во 2 раз – до 5 тыс. рублей);
- до 10 тыс. рублей для должностных лиц (при повторном — до 15 тыс. рублей);
- до 20 тыс. рублей, если это допустил ИП (до 30 тыс. рублей);
- до 30 тыс. рублей для юрлиц (до 50 тыс. рублей).
Также для юридических и физических лиц предусмотрено изъятие товаров, вышедших из срока годности. А для должностных лиц предусмотрена дисквалификация периодом до 1 года.
Если просроченный продукт представляет угрозу здоровью и жизни покупателей, наступает уголовная ответственность по ст. №238 УКРФ. Меры пресечения:
- штраф 300 тысяч рублей;
- штраф в размере заработной платы виновного лица сроком до 2 лет;
- ограничение свободы на срок до 2 лет (или принудительные работы суммарно до 360 часов).
Ужесточение наказаний происходит, если нарушение было обнаружено в сфере детского питания или послужило причиной смерти (тяжкого вреда здоровью) потребителя.
Что говорит о нахождении просроченных товаров закон?
Если же некачественный продукт был куплен, то продавец обязан произвести замену товара на аналогичный, но с нормальным сроком годности или же вернуть деньги.
Права потребителей в отношениях купли-продажи регулируются ст. 18 Федерального Закона «О защите прав потребителей» ГК РФ. И если покупатель обнаружил просроченный товар, то он вправе:
- запросить обмен такого же товара, но с надлежащим качеством;
- заменить непригодный продукт на другой при доплате или компенсации с учётом цен;
- востребовать возврат средств или возмещение убытков, которые появились в связи с низким качеством товара.
Стоит обратить внимание, что оставить у себя просроченный товар не получится. А факт покупки без чека можно подтвердить по камерам видео-наблюдения.
Если на требование замены товара деньгами или свежим продуктом был получен отказ – Вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор. Или потребовать через суд возврата денег и компенсации морального вреда. Но в большинстве случаев суммы настолько малы, что судебный процесс не будет организован.